Три состояния воды: жидкость, туман и её отсутствие

Олафур Элиассон, современный датско-исландский художник, представляет этим летом в Версальском дворце выставку своих инсталляций. Экспозиция будет открыта до 30 октября.

Последние восемь лет Версальский дворец принимает выставки всемирно известных художников, работы которых вступают в диалог с памятниками французской архитектуры. Этим летом свои арт-объекты в Версале представляет Олафур Элиассон. Его произведения – эдакое вмешательство в историческое пространство: водопады, туманы, зеркала и световые эксперименты, помещённые в садах и в интерьерах дворца. «Версаль, который я придумал, это место, дающее внутреннюю силу каждому, – говорит Элиассон, – он предлагает посетителям стать авторами собственных чувств и ощущений, вместо того, чтобы просто впитывать это великолепие и восхищаться им. Версаль даёт возможность проявлять свои чувства – и испытывать при этом нечто неожиданное; медленно идти через сады – и почувствовать как ландшафт приобретает форму».

Выставка представлена в двух частях: первая – это серия инсталляций, расставленных по садам Версаля, а другая часть работ размещена во дворце. На садово-парковой территории находятся три монументальных инсталляции, имеющих отношение к различным состояниям воды: жидкость, туман и её отсутствие, материализованное в виде похожей на лёд каменной пыли.

Конструкция под названием «Водопад», возведенная в Гранд-канале, является продолжением одного из значимых проектов творчества Элиассона: в 2008 году четыре его искусственных водопада появились в четырёх разных точках Нью-Йорка. Новый объект художника располагается на центральной линии одного из садов Версаля. Он представляет собой всплеск воды, устремляющейся вниз от парящего над ландшафтом крана. Эта инсталляция – дань уважения ландшафтному архитектору Людовика XIV Андре Ленотру и его нереализованной мечте – появлению водопада в садах дворца.

Расширяя тему воды, Элиассон погружает посетителей в туманный пейзаж, окутывая их круговой завесой мелких капель воды. «Я использую туман и воду, чтобы усилить чувство непостоянства и переменчивости, – говорит Элиассон. – Арт-объекты «растворяют» регулярную планировку садов и в то же время пробуждают к жизни нереализованные проекты Андре Ленотра, как например, размещение водопада в Гранд-канале». Эту конструкцию было решено оставить открытой для зрителей – как поясняет автор, для «расширения границ воображения».